Ватутина Ирина Викторовна

Игры для развития речи детей 5-6 лет.

                                   «Развиваем речь, играя».



                                      "Подбери словечко"


Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
 
Ход: Бросая мяч ребёнку, задайте вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить:
Про что можно сказать:
"свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
"старый"… (дом, пень, человек, ботинок);
"свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть);
"старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка);
"свежее"… (молоко, мясо, варенье);
"старое"…(кресло, сиденье, окно).
 

                                           "Чьи покупки?"


Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Ход:
Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.

"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты (инструменты и т.д.), а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке?
Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка.
В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты

 

                                           "Федорино горе"


Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Ход: Прочитайте отрывок из стихотворения "Федорино горе".
Затем попросите  ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.

                                            Федорино горе.

Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных…(вилок).
Нет покинутых сироток -
Чёрных, гнутых…(сковородок).
Нет запачканных грязнуль -
Битых, ломаных…(кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных…(блюдец),
Убежавших от букашек
Много дней немытых…(чашек),
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших…(стаканов).
Как Федора ни смотрела,
Не нашла нигде…(тарелок).
Скрылся от Федоры ножик,
Нет больших столовых…(ложек).


 

                                       "Мама потерялась"


Цель: 
формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

Ход: Предложите ребёнку помочь мамам найти своих малышей:
Пример: Корова ищет…(телёнка).
Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).
Медведица ищет…(медвежонка).
Белка ищет…(бельчонка).
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.) 

                                         " Скажи наоборот"


Цель: расширение словаря антонимов. 

Ход: Бросая мяч ребёнку, задайте вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Дедушка старый, а внук …(молодой)
Дерево высокое, а куст … (низкий)
Море глубокое, а ручеёк …(мелкий)
Дорога широкая, а тропинка …(узкая)
Перо легкое, а гиря …(тяжёлая)
Пирожное сладкое, а лекарство …(горькое)
Ночью темно, а днем …(светло)
У волка хвост длинный, а у зайца …(короткий)
Хлеб мягкий, а сухарь …(твёрдый)
Чай горячий, а лед …(холодный)
 
 

                                «Что происходит в природе?»

 
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: Бросая мяч ребёнку, задайте вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Тема «Весна»
Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.
Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает и

                                        

                                        «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

Ход: Бросая  мяч ребёнку, задайте вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Кто живёт в дупле? - Белка. 
Кто живёт в скворечнике? - Скворцы. 
Кто живёт в гнезде? - Птицы. 
Кто живёт в будке? - Собака. 
Кто живёт в улье? - Пчёлы 
Кто живёт в  норе? - Лиса. 
Кто живёт в берлоге? - Медведь. 

 

15 мая 2020 в 14:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.