«Развиваем речь, играя».
"Подбери словечко"
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
Ход: Бросая мяч ребёнку, задайте вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить:
Про что можно сказать:
"свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
"старый"… (дом, пень, человек, ботинок);
"свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть);
"старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка);
"свежее"… (молоко, мясо, варенье);
"старое"…(кресло, сиденье, окно).
"Чьи покупки?"
Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.
Ход: Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.
"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты (инструменты и т.д.), а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке?
Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка.
В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты
"Федорино горе"
Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.
Ход: Прочитайте отрывок из стихотворения "Федорино горе".
Затем попросите ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.
Федорино горе.
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных…(вилок).
Нет покинутых сироток -
Чёрных, гнутых…(сковородок).
Нет запачканных грязнуль -
Битых, ломаных…(кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных…(блюдец),
Убежавших от букашек
Много дней немытых…(чашек),
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших…(стаканов).
Как Федора ни смотрела,
Не нашла нигде…(тарелок).
Скрылся от Федоры ножик,
Нет больших столовых…(ложек).
"Мама потерялась"
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".
Ход: Предложите ребёнку помочь мамам найти своих малышей:
Пример: Корова ищет…(телёнка).
Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).
Медведица ищет…(медвежонка).
Белка ищет…(бельчонка).
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)
" Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Ход: Бросая мяч ребёнку, задайте вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Дедушка старый, а внук …(молодой)
Дерево высокое, а куст … (низкий)
Море глубокое, а ручеёк …(мелкий)
Дорога широкая, а тропинка …(узкая)
Перо легкое, а гиря …(тяжёлая)
Пирожное сладкое, а лекарство …(горькое)
Ночью темно, а днем …(светло)
У волка хвост длинный, а у зайца …(короткий)
Хлеб мягкий, а сухарь …(твёрдый)
Чай горячий, а лед …(холодный)
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: Бросая мяч ребёнку, задайте вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Тема «Весна»
Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.
Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает и
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч ребёнку, задайте вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Кто живёт в дупле? - Белка.
Кто живёт в скворечнике? - Скворцы.
Кто живёт в гнезде? - Птицы.
Кто живёт в будке? - Собака.
Кто живёт в улье? - Пчёлы
Кто живёт в норе? - Лиса.
Кто живёт в берлоге? - Медведь.